Тверская и Кашинская Епархия
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История храма и села Медное

Изучение истории своей малой родины сейчас актуально как никогда. Современные условия жизни привели к забвению духовных ценностей, падению моральных устоев. Молодежь не видит более в своей жизни смысл.

Огромный поток переселенцев из стран ближнего зарубежья привносит в Россию новые традиции и иную культуру, поэтому вопрос сохранения исторического наследия нашей страны приобретает первостепенную важность. Прежде всего, это касается сохранения памяти тех мест, где мы родились и живем. Сколько бы лет люди ни жили на одном месте, им всегда есть, что хранить и что передать своим потомкам. Наши дети и внуки должны знать историю своей Родины.

История складывается из истории отдельных личностей, которые внесли вклад в ее развитие. История складывается из истории отдельных городов, сел, деревень. Она складывается из истории отдельных епархий, монастырей и приходов, которые также вносят вклад в историю Родины и Церкви. Несмотря на то, что история Русской Православной Церкви изучена достаточно основательно, неисследованным остается целый ряд ее эпизодов и локальных явлений. Изучение истории приходов может открыть новые страницы жизни и деятельности не только Церкви, но и всего народа, который на протяжении длительного времени был неразрывно связан с приходом и Церковью.

Происхождение первоначального названия села имеет несколько толкований. По одной версии, за переезд из Торжка в Тверь и обратно мытникам (таможенникам) нужно было отдавать медную деньгу. Другая версия связана с выплавкой из болотной руды металлических изделий. В устье реки Кудинки жили первобытные металлурги, якобы добывавшие из болотной руды железо. Данная версия имеет большое число критиков, так как фактов, подтверждающих наличие руды в этом месте, крайне мало.

Есть еще предположение, что здесь, на благоприятном для строительства храма и православного селения месте, первыми крестителями Руси был зарыт медный крест. Возможно, это произошло во времена викингов, когда по реке Тверце проходил торговый путь из варяг в Булгарское царство и далее, в Персидское.

По поводу названия села историк Вячеслав Воробьев в своем «Тверском топонимическом словаре» указывает: «Твердой этимологии нет». Возможно, оно происходит от слова «мёд» (и тогда нужно произносить «Мёдное») и указывает на занятие жителей пчеловодством; можно также исходить из древнебалтийского корня «мяжс» – лес.

На протяжении веков село имело разные названия: Медна, Медне, Медновский Посад, Медный Ям, Медное. Однако, никто точно не указывает, почему оно называется именно так.

1340 г.
История храма и села Медное - 1340 г.

Впервые Медна упоминается в 1340 году в берестяной грамоте, как вотчина государственного деятеля и реформатора Новгородской боярской республики Онцифора Лукинича. Его сын Юрий, нуждаясь в крупной сумме денег, продал село Медна боярину Михаилу Федоровичу Крюку, жившему в Москве.

Вероятнее всего, сделка состоялась немногим ранее 1409 года. Медное в то время было владением средних размеров: 435 десятин земли и 12 прилегающих деревень. Владение было продано за девяносто рублей. Цена в то время была немалая. Один новгородский рубль был равен 170 г серебра. На один рубль можно было купить хорошего коня.

1430 г.
История храма и села Медное - 1430 г.

Около 1430 г. душеприказчики Ивана Михайловича, сына Михаила Федоровича Крюка-Фоминского, «передали с. Мѣдну въ Троице-Сергiевъ монастырь». Сохранились две записи об этом селе, сделанные, очевидно, почти одновременно. Условия передачи с. Медна в монастырь в них друг от друга отличаются. Согласно первой, село отдается в монастырь Иваном Михайловичем «на поминокъ по его родителехъ и по немъ». Во второй говорится о том, что «половина села и деревень вкладу, а другая половина по души по его родителехъ и по немъ». Во второй записи предусматривается

возможность выкупа с. Медны родственниками: «А захотятъ дѣти мои и родъ села Мидни и деревень, имъ дати за то село вкладу на престолъ полторы тысящи рублевъ».

К моменту передачи в монастырь в с. Медне имелось значительное барское хозяйство. Дача с. Медны в Троице-Сергиев монастырь была вскоре утверждена жалованной грамотой великого князя Василия Васильевича, в которой он сослался на предшествующие грамоты своего деда Дмитрия Донского и своего отца Василия Дмитриевича. Такие ссылки Василий Васильевич смог сделать в силу того, что с. Медна, купленное Михаилом Федоровичем Крюком-Фоминским совместно с сыном Иваном Михайловичем в промежуток времени с 1376 по 1389 гг., очевидно, тогда же было передано ими под патронат Троицкого монастыря. В результате этого возникли отношения вассалитета, обеспечивавшие Михаилу Федоровичу и Ивану Михайловичу довольно широкие права и защиту со стороны монастыря. Дмитрий Донской выдал Троице-Сергиеву монастырю грамоту на с. Медну, так как был заинтересован в его поддержке в пограничном с Новгородом районе.

Таким образом, с. Медное с шестнадцатью деревнями было передано Троице-Сергиеву монастырю еще при жизни преп. Сергия Радонежского.

Особое место в истории села занимает история Храма. Начиная с рождения, жизнь человека была неразрывно с ним связана. Ни одного дела не начинали наши предки, не испросив благословения у священника, не помолившись перед началом всякого дела. Церковь всегда была центром культуры и воспитания в селе.

1594- 1773 г.
История храма и села Медное - 1594- 1773 г.

Самое раннее письменное упоминание о храме в с. Медное относится к 1594 г. Согласно писцовым книгам за этот год, в Медном находилась церковь Николая Чудотворца «древяна клецки». Строение было мирское. В 1616 г. к зданию церкви был пристроен придел преп. Сергия Радонежского Чудотворца.

В 1730 г. священник села Медного Новоторжского уезда Семен Максимов с причетниками писали ходатайство о наделении их пахотной землей и сенокосом. Исход ходатайства, к сожалению, остался неизвестным.

В 1759 г., а не в 1761, как считалось ранее, сгорела деревянная церковь Свт. Николая Чудотворца с приделом в честь преп. Сергия Радонежского, вместо сгоревшего храма была перевезена «… праздностоящая въ городѣ Торжкѣ въ Благовѣщенскомъ приходѣ церковь … въ село Мѣдное на церковное кладбище… Церковь весьма мала и ветха и священнослуженiе исправляется съ нуждою».

В 1761 г. на месте сгоревшей церкви на пожертвования добрых людей было начато строительство новой кирпичной. Строительство храма было в основном закончено в 1764 г., когда 4 сентября состоялось освящение теплых приделов «во имя Николая и Сергiя Чудотворцевъ преосвященнымъ Гаврiиломъ епископомъ» и трапезной. Известный ученый профессор П.С. Паллас, проезжая в 1768 г. через село, любовался каменным храмом, крытым медными листами.

Основной престол был освящен 22 октября 1773 г., когда были завершены все отделочные работы. «… Настоящая назначена именовать Богоматери Казанская; которая какъ Святыми Образами, такъ и иконостасомъ и всякимъ церковнымъ благолѣпiемъ украшена и ко освященiю исправна».

Сам храм был достаточно вместителен, внутреннее убранство было богатым. «Опись учиненной Новоторжскаго уѣзда въ селѣ Мѣднѣ въ церкви Казанскiя Богоматери, какая именно на престолѣ и жертвенникѣ одежда будетъ ко освященiю и скоко ризъ, книгъ и протчей утвари имѣется о томъ, что значитъ ниже сего.

На престолѣ одежда изъ французской тафты, на жертвенникѣ одежда канаватная. Завѣса двуличная тафта …, на престолѣ пелена камчатная голубая с красною тафтою, на ней крестъ позументу золотова …, два креста серебреные оба и вызолочены …, сосуды потиръ дискосъ звѣзда и лжица сребреные …, ризы огласу цвѣтнова травчетова, оплечья сплошное шитое золотомъ и серебромъ…»; «… двери царскiя рѣзныя вызолочены… вокругъ дверей завѣса рѣзная вызолочена».

Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Медном расположена на высоком правом берегу Тверцы, в центральной части села и служит архитектурной доминантой в его панораме. Северным фасадом церковь обращена к реке, южным к старому тракту Москва—С.-Петербург.

Барочная композиция церкви и ее несколько тяжеловатые формы представлены необычной для своего времени разновидностью композиции «восьмерик на четверке», в которой низкий, квадратный в плане четверик несет массивный восьмерик второго яруса света. Восьмерик завершен высоким граненым куполом с  двумя (северной и южной) люкарнами и увенчан луковичной главой на граненом барабане. Композицию дополняют равновысотный четверику, но меньший по ширине в плане алтарь, и значительно более широкая трапезная (с двумя приделами) и колокольня. Это было первое кирпичное сооружение села.

Согласно церковным описям за 1766—1773 гг. в церкви служили два священника, диакон, два дьячка и два пономаря.

 

1766 год

Священники: Антип Георгиев, 46 лет; Иван Федоров 37 лет.

Диакон: Иван Козмин, 27 лет.

Дьячки: Иван Иванов, 46? лет; Иван Петров, 37 лет.

Пономари: Прокопий Васильев, 75 лет; Петр Афанасьев, 28 лет.

Дети священнослужителей умеют  читать и писать.

1773 год

Священники: Илларион Васильев, 38 лет; Антип Егоров, 56 лет.

Диакон: Иван Козмин, 34 года.

Дьячки: Иван Иванов, 59? лет посвящен в стихарь; Иван Петров, 44 года.

Пономари: Петр Афанасьев, 36 лет; Василий Иванов, 24 года.

Пономарь Михаил Прокофьев взят в военную службу.

Священнослужители «искусно» или «изрядно» читают и поют. Сыновья священнослужителей учатся в семинарии. Приходских дворов – 230. Основная часть прихожан – сельское население, приписанное к Ямщицкому приказу. Особо выделяется одна прихожанка: «вдова, брегадиршая жена Авдотья Никитина, дочь Шишкова, жительства въ томъ приходѣ не имѣетъ». «Крестьянъ помянутой вдовы Авдотьи Шишковой: мужеска – 36, женска – 31; бывыхъ тверскаго архiерея: мужеска – 193, женска – 175; того яму меденскаго ямщиковъ: мужеска – 608, женска – 646. Всего въ томъ приходѣ: мужчинъ – 837, женщинъ – 852. Земли во всѣхъ трехъ поляхъ 9 десятинъ, сенокосу не имѣется. Раскольниковъ записныхъ не имѣется. Изъ положенныхъ въ подушный окладъ никого не имѣется. Въ наличности имелось «36». Въ сборѣ бываетъ «50»».

1852-1920 г.
История храма и села Медное - 1852-1920 г.

В начале ХIХ в. по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова сооружен третий ярус колокольни (восьмерик с арочными проемами звона). Во второй половине ХIХ в. колокольню надстроили шатром. В первой половине XIX в. были сильно переделаны фасады храма: срублена значительная часть первоначального декора, изменена форма окон. В 1852-1854 гг. по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства тверского купца 1-й гильдии Н.И. Зверькова возведена новая трапезная с приделами прежнего посвящения и надстроен третий ярус колокольни с шатровым завершением. Цоколь храма был облицован белым камнем. Возможно, тогда же главу его украсили золочеными шестиконечными звездами, а церковную территорию обнесли оградой с железными решетками между кирпичных столбов. Ограда имела южные ворота в сторону торговой площади и северные в сторону приречной улицы.

По рассказам детей и внуков прихожан храма начала XX века можно сделать вывод о том, что каждое воскресенье и праздник храм был наполнен богомольцами, людьми богатыми и бедными. На Пасху, Троицын День, на Казанскую люди даже стояли во время службы на улице…

Стены храма были украшены фресками, церковная утварь, облачения – все было преисполнено благолепия. Иконы были украшены золотыми и серебряными окладами с драгоценными «каменьями».

 

1901 год

Священник Иоанн Александрович Барский, 57 лет, окончил духовную семинарию, священником с 1866 г., состоял членом благочинного совета и катехизатором, в 1897 г. награжден камилавкой.

Священник Александр Иванович Житников, 36 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1889 г., священником с 1890 г., в 1897 г. награжден набедренником.

Диакон Василий Павлович Цветков, 31 год, окончил духовное училище, в служении с 1887 г., диаконом с 1893 г.

Псаломщики Николай Михайлович Введенский, 20 лет, в должности с 1898 г.; Гавриил Иванович Осеченский, 30 лет, в должности с 1894 г.

Прихожан в селе Медном, в Космодамиановской слободе, в деревнях Ямке, Мухине, Полустове, Порожках, Осинках, Фенине, Романове – 531 двор (1866 мужчин, 2047 женщин).

Земли: усад. 629 саж., пах. 32 дес., 1771 с., сен. 3 дес., церковных зданий нет. Церковный капитал: бил. 1600 р., налич. 29 р. 79 к. Ц. вн. 25% сб. 102 р. 96 к. Сод. причта: жал. 264 р. 60 к., % с капит. в 1000 р., год. дох. 997 р. [38, 575]

 

1914 год.

Священник Александр Житников, 50 лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Казанском храме 24 года.

Священник Владимир Сабинин, 36 лет, окончил семинарию, на службе 15 лет, в Казанском храме 12 лет.

Штатный диакон Иаков Смирнов, 41 год, на службе 22 года, в Казанском храме 13 лет.

Исполняющий должность псаломщика Николай Белов, 19 лет, на службе 1 год.

Псаломщик Владимир Успенский, 23 года, окончил семинарию, на службе 1 год.

Прихожан в деревнях Ямок, Мухино, Полустово, Порожки, Осинки, Фенино, Романово – 1574 мужчины и 1664 женщины.

В приходе церкви находились две часовни: в Космодамиановской слободе, Свв. Косьмы и Дамиана, постройки 1831 г., деревянная, и в деревне Фенино, Св. вмч. Пантелеимона, постройки 1885 г., каменная.  Впоследствии при часовне в Космодамиановской слободе было открыто кладбище, которое действует и по сей день. В Медном даже сложилась поговорка «ушел к Кузьме с Демьяном», что означало «умер».

В начале ХХ в. с юго-запада храма была сделана пристройка, заполнившая угол между колокольней и трапезной.

Опись церковного имущества 1921-1922 гг. позволяет уточнить некоторые детали внешнего вида и убранства церкви.

«Церковь каменная с фундаментом. Холодная из белого камня и теплая из дикого тесаного камня в 21 саж. длиною с колокольнею и алтарем и стенами… Жертвенники: главный алтарь – сосновый, в алтарях приделов – дубовые, престолы – кипарисовые, иконы с серебряными ризами с вызолоченными венчиками, украшены «каменьями». В холодном храме два деревянных клироса.

При церкви стоит дом-лавка на каменном фундаменте, деревянная, с жилым помещением, крыта железом.

Каменная колокольня покрыта железом с железным вызолоченным крестом. На колокольне 7 колоколов: 166 пуд., 36 пуд., 21 пуд, 12 пуд., 8 пуд., 3 пуд.,1,5 пуд.

Со всех сторон церкви оштукатуренная ограда с железной решеткой. В ограде под крышей помещен образ Казанской Божией Матери.

В северо-восточном углу ограды находился тесовый амбар.

Деревянная часовня в Косьмодамиановской слободе покрыта железом, ограда каменная с железной решеткой и железными воротами.

В деревне Фенино каменная часовня с железными решетками, покрыта железом. При часовне на столбе повешен колокол весом 1 пуд».

В 20-х гг. ХХ в. храм был расписан.

«Роспись, которая еще видна в восьмерике, создана в 1920-х гг., незадолго до закрытия храма. Это чрезвычайно любопытная масляная живопись, созданная в легкой, почти эскизной манере. Осталось несколько композиций, достаточно хорошо сохранившихся, чтобы оценить ее в полной мере. Вообще, вся эта живопись – самый яркий памятник церковного приходского возрождения 1920-х гг. в Тверской губернии. К сожалению, неизвестны ни имя мастера (мастеров), ни обстоятельства ее появления».

1920- 1974 г.
История храма и села Медное - 1920- 1974 г.

«Большевики начали закрывать и разрушать храмы. Особенно распространённым способом «унижения» храмов было использование их не по назначению. Не избежал этой печальной участи и храм Казанской иконы Божией Матери в с. Медное. Его закрыли в 1929 году. Последний священник, Владимир Иванович Сабинин, был расстрелян в 1937 году…

Владимир Иванович Сабинин родился 26 июня 1876 г. в Твери, проживал в с. Медное по ул. Советская, д. 31. Священник Медновской церкви с 1902 г. Сын священника. Закончил Тверскую духовную семинарию. Есть основания полагать, что с 5 октября 1899 г. по 13 октября 1902 г. служил псаломщиком в Богоявленской церкви города Калязина.

Имел сына – Сабинина Валентина Владимировича, 25 лет (род. в 1912 г.), учителя начальной школы г. Лихославля.

Владимир Иванович был судим первый раз 29 июня 1919 г. «за публичное оскорбление представителя власти». Был осужден на 6 месяцев исправительно-трудовых работ «с последующим заменением 500 руб. штрафа». Второй раз был судим 22 августа 1937 г. за «организованное хищение социалистической собственности», был также осужден на 6 месяцев ИТР.

В третий раз Владимир Иванович был арестован 24 декабря 1937 г. Медновским РО УНКВД, сотрудником Фёдором Васильевичем Пискуновым.

Из протокола первого допроса 25 декабря 1937 г.: «Нелегальное совещание церковной тройки, в которой принимал участие и я, проводилось один раз в марте 1935 года. На этом совещании обсуждался вопрос о необходимости сбора подписей среди населения против закрытия церкви в с. Медное. На этом совещании мы решили противодействовать закрытию церкви и распределили между собой функции. На меня лично была возложена обязанность написать на подписных листах заголовки протеста против мероприятия закрытия церкви и пойти по домам и колхозам агитировать против закрытия церкви, что мною и было проделано».

В деле имеются протоколы допросов свидетеля, жителя с. Медное Александра Васильевича Митропольского, 1879 года рождения.

В деле имеется справка о том, что до революции В.И. Сабинин имел дом с надворными постройками, 25 га земли и использовал наемную рабочую силу. Из этой же справки следует, что он вплоть до последнего ареста проводил обряды отпевания умерших и крестил новорожденных. Это говорит о том, что население имело в этом необходимость, а священник, зная о грозившей ему опасности, о чем говорят протоколы допросов, не уклонялся от служения.

Из Агентурного донесения № 23 от 09.08.1937 г., источник «Воробей»: «В процессе нашей беседы Сабинин мне заявил, что сталинская конституция для священства создала большие условия, и что придёт время, когда все коммунисты будут ко мне приходить и просить, чтобы я окрестил их детей. Одновременно сообщаю, что Сабинин занимается подпольным крещением новорожденных ребят».

В.И. Сабинин осужден тройкой УНКВД Калининской области 29 декабря 1937 г. Он обвинялся в том, что «при закрытии церкви на нелегальном совещании ставил вопрос противодействовать в закрытии церкви, проводил а/с агитацию, направленную против конституции».

Расстрелян 31 декабря 1937 г., реабилитирован 16 марта 1989 г. Прокуратурой Тверской области.

От ареста до приговора прошло 5 дней, от ареста до расстрела – 7.  Прах его покоится на мемориале «Медное».

В 1930-е гг. колокольню сначала пытались взорвать, но она устояла. Тогда было принято решение ее разобрать. Под руководством М. Быкова и И.Г. Ларионова высокую колокольню разобрали, колокол и крест сняли. Золото с церковной утвари смывали и сдавали в фонд государства. Из кирпича разобранной колокольни построили жилье на земле погоста, где еще сохранялись могилы односельчан. Были разрушены и обе часовни. В храме с 1935 г. стал функционировать клуб.

В годы войны в куполе храма были сделаны жилые помещения для эвакуированных ленинградцев.

«Я была совсем маленькая во время войны. Меня с бабушкой, Чесноковой Ольгой Петровной, эвакуировали в г. Тверь вскоре после её освобождения. В Твери у нас были родственники. Родители остались в Ленинграде. В феврале—марте 1942 г. бабушка получила назначение на работу в Медновском райцентре, она была фотографом. Поселили нас в церкви, и жили мы в ней под куполом. Там было три или четыре комнаты в форме треугольника. Наша комната была небольшая, с одним окном. Вход был со стороны улицы по высокой деревянной лестнице. Были в комнатах и печки, труба от них видна на фотографии. Здесь мы с бабушкой до 1945 или 46 г. (точно не помню) и жили. Потом мы уехали и больше никогда, до сегодняшнего дня, в Медном я не была. В последние годы как-то обострились воспоминания, и я для себя решила: надо обязательно съездить в Медное и посмотреть на ту церковь, под куполом которой я жила во время войны».

После войны здание церкви начали переделывать. По словам очевидцев, фрески на стенах закрашивали, однако на следующий день они проступали вновь, и лики святых укоризненно смотрели на пришедших в храм для развлечений. Люди не хотели ходить в «храм-клуб». Тогда фрески были просто сбиты до камня. До наших дней сохранились лишь фрески в куполе летнего храма. В 1930-е—1950-е гг. была утрачена глава храма, с северной стороны сделаны пристройки, окна заложены или растесаны.

Парадоксальна русская история: 68 лет в здании храма показывали кино и устраивали танцы. Что стало бы с храмом, если бы не эти танцы и не это кино… История Верхневолжья знает сотни примеров, когда клубы в храмах закрывали из­-за того, что туда никто не ходил – неудобно плясать «под оком святых», – и брошенное здание гибло.

В Медном очаг культуры активно посещали. Вход в Дом культуры прорубили в центральном алтаре, здесь же были гардероб и касса. В холодном храме – собственно танцы, в приделах – зрительный зал. Для киномеханика пристроили отдельное помещение.

В 1974 г. здание Казанской церкви в с. Медном было признано памятником архитектуры. Его обследовали и провели фрагментарную реставрацию по проекту архитектора Т.В. Родионовой. Была восстановлена главка храма, раскрыты окна, расчищены зондажи с первоначальным декором.

Храма в селе не было, но люди верующие были. При любой возможности они посещали ближайшие храмы – чаще всего это была церковь в д. Марьино Торжокского района.

1990- 2011 г.
История храма и села Медное - 1990- 2011 г.

В начале 90-х Вера Васильевна Щурова с группой женщин написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой о помощи в возвращении храма верующим. Письмо подписали 82 человека. Дина Николаевна Емелина отвезла это письмо в Москву. С Патриархом её встреча не состоялась, но письмо не осталось без ответа.

В 1991 г. в храме возобновились церковные службы. Верующие собирались еще до назначения в приход священника, читали акафисты, совершали крестные ходы вокруг храма.

16 августа 1997 г. приехал молодой священник Петр Гайдук. 5 октября отслужили первый молебен. Народу пришло много, но всех смущало то, что проведение молебнов нужно было подстраивать под расписание работы Дома культуры. В этом же году начали проводить службы в небольшой сторожке рядом с храмом.

Отец Петр, молодой, энергичный, много сил потратил на переписку с различными инстанциями по поводу возвращения здания храма верующим, но служить в храме ему не пришлось. Из Медного его перевели, и село опять осталось без священника.

Ирина Ивановна Рассказова пришла работать директором Дома культуры с. Медное в 1998 г. До этого сама прибегала сюда в кино и на танцы. Именно она была главным помощником о. Петру в деле возвращения храма верующим.

В 2002 г., когда в Медное по назначению приехал священник Игорь Седов, клуб еще работал в храме, но уже собирался выезжать. Отец Игорь из Калининградской епархии, там же в 1999 г. окончил семинарию, в священники рукоположен в г. Удомле. Отец Игорь оптимист. Свое назначение в Медное, ту обстановку, что здесь царила, он принял по­христиански.

– Первое время было очень тяжело, – рассказывает он. – Я приехал, нужно службу служить, а у меня ни просфор нет, ни чаши. Занимал денег, покупал.

Здание храма было передано Церкви только в 2003 г. в плачевном состоянии. Стекла наверху выбиты, электричества и отопления не было. 4 декабря 2003 г. подняли на купол храма православный крест. Первая служба в храме состоялась в 2004 г. на Троицу.

Долгие годы расчищенный придел соседствовал со сценой. Холодный храм, где был танцевальный зал, пока не трогали. Пристройку киномеханика разобрали, проемы для проектора заложили, в них, как в киотах, на салфетках стояли иконы. Несмотря на многолетнее обезличивание храма, в нем чудом сохранились некоторые фрески. В 2011 г. в праздник Пасхи зазвенели колокола, установленные на временной звоннице.

Настоящее время
История храма и села Медное - Настоящее время
История храма и села Медное - Настоящее время

В настоящее время идут полномасштабные реставрационные работы, финансируемые семьей Павла Александровича Захарова и Натальи Сергеевны Захаровой из Москвы, у которых предки- выходцы из деревни Князево (родины  Сергея Лемешева).
Вновь построена колокольня, разобраны и демонтированы все лишние постройки, заменены окна, двери, демонтирован деревянный пол, залит бетонный, проведено отопление, оштукатурен и покрашен храм изнутри и снаружи, восстановлена кладка храма, заменена полностью кровля, установлены шатры храма и купола, установлены мраморные подоконники на окнах, летний предел теперь украшает мраморный пол из двух видов мрамора, установлены два иконостаса в зимних пределах. В настоящий момент строится трапезная на территории храма и проектируется каменный иконостас в зимний предел. Ведется отделка цоколя благородным камнем.

Пусть несколько медленно, но приход храма увеличивается. На праздники после литургии прихожане собираются за общей трапезой. Летом 2013 и 2014 гг. совершили две паломнические поездки.

Из-за отсутствия помещения пока не удаётся организовать регулярные занятия в воскресной школе. Каждый год для детей проводится Рождественский праздник, который заканчивается угощением. С 2012 г. проводятся Пасхальные фестивали с участием обучающихся общеобразовательных организаций Медновского сельского поселения и Медновской детской школы искусств. Становится традицией проведение 4 ноября празднования в честь Казанской иконы Божией Матери.

Храм открыт ежедневно, и люди в храм идут – кто-то поставить свечку, кто-то заказать молебен, поговорить с батюшкой, принести вещи для нуждающихся. Крестятся в храме и дети, и взрослые, венчаются молодые пары и люди, прожившие вместе много лет. Редко кого на селе хоронят без отпевания…

Происходят в храме и чудеса. Батюшка говорит, что иногда мироточит частица мощей, зашитая в антиминс. Во время одного из крестных ходов просветлела Казанская икона Божией Матери, но затем была выкрадена из храма и больше никто нигде её не видел. Передают храму старинные иконы. Одна из них, икона Пресвятой Богородицы, была найдена в лесу. Как она туда попала, неизвестно…

Постепенно традиционный для православных людей образ жизни становится нормой.

Обращаемся с убедительной просьбой ко всем, кто располагает сведениями по истории нашего храма: не оставайтесь равнодушными, зайдите в храм, поделитесь известными вам историческими фактами.

Будем Вам  очень признательны!